Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В учреждении функционирует 10 групп общеразвивающей направленности и имеются необходимые помещения для организации образовательной деятельности с воспитанниками:
-4 группы младшего дошкольного возраста;
-2 группы среднего дошкольного возраста;
-2 группы старшего дошкольного возраста;
-2 подготовительная группа.
Во всех групповых помещениях создана развивающая предметно-пространственная среда, представленная специально организованным пространством, средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем предназначенными для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Пространство групп разделено на Центры активности с помощью, невысоких, устойчивых шкафов с закрывающиеся дверцами или полок, оборудованных отделениями - игровыми модулями. В группах имеются столы с регулируемой высотой ножек для использования во всех центрах и стулья в соответствии с количеством воспитанников; также организуются так называемый «уголоки уединения» с диванчиком или креслами. Игровой материал, предназначенный для активной детской деятельности, размещается в открытых пластмассовых контейнерах в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных Центрах), расположенных на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться и снабженных надписями и символами.
Центры активности:
- центр искусства;
- центр математики;
- центр строительства;
- центр литературы и грамотности;
- центр песка и воды;
- центр науки;
- центр кулинарии;
- центр сюжетно-ролевой игры и драматизации;
- центр движения.
Развивающая предметно-пространственная среда регулярно пополняется игровым, учебным оборудованием и материалами согласно "Положению о развивающей предметно- пространственной среде МБДОУ "Детский сад №14 "Умка" началу учебного года, а также в течение учебного года материалами по реализации тематических проектов в соответствии с основной образовательной программы ДО.
В каждой группе детского сада создаются условия для проведения групповых сборов:
- пространство необходимое для свободного размещения воспитанников в кругу;
- тематическая стена, которая содержит текущую информацию о жизни группы и информацию по изучаемой теме;
- материалы и оборудование для проведения групповых сборов: предмет для обозначения очередности высказывания (микрофон, мячик и т.д.), фотографии воспитанников для выбора центров активности, колокольчик (сигнал), карточки для работы с календарем.
На тематической стене находятся:
- календарь погоды, природы;
- модели недели, месяца;
- правила группы;
- новости дня (информацияо событиях в жизни группы)
- распорядок дня;
- тема, проекты по теме (обозначены крупными печатными буквами) ;
- таблицы, плакаты, слова, картинкив соответствии с темой (пополняется и сменяется в процессе изучаемой темы и работой над тематическими проектами).
Информационная среда для родителей оформляется в приемной каждой возрастной группы:
- Плакетки с именами ребенка и родителей на шкафчиках (фотография, рисунок – автопортрет ребенка).
- Дни рождения каждого ребенка – стилизованные по сезонам, знакам зодиака.
- «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился» - достижения каждого ребенка. Персональные, стилизованные значки (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.д.), где ежедневно воспитателями и родителями ведется запись новых приобретений ребенка.
- Модель трех вопросов – вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
- Плакаты ко дню рождения «Звезда недели», «Наша звездочка» – интервью ребенка, пожелание детей, родителей, воспитателей.
- «Мы Вас ждем!» – график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы.
- «Поле благодарности» – благодарность родителям за участие в образовательном процессе детского сада.
В кабинете учителя - логопеда -создана коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений у воспитанников. Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство кабинета разделено на зоны:
- Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
- Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
- Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
- Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
- Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
- Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.)
Оборудование кабинета логопедического кабинета включает:
- большое настенное зеркало;
- индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми;
- мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда);
- логопедические шпатели, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки;
- настенные часы, песочные часы;
- магнитная доска;
- развивающие игрушки ( деревянный конструктор, счетные палочки, геометрические бусы, шнуровки деревянные пирамидки, игрушечные фрукты и овощи, доски –вкладышы,Су-Джок шарики, колючие резиновые массажные мячики разных размеров, мягкий конструктор «Весёлые человечки»;
- набор для работы над речевым дыханием: облако с лентами, ватные шарики разных размеров, бумажные листочки, капли, бабочки, цветки на нитке, картонные варежки со снежинкой, картонные кружки с паром, салфетки, трубки с бумажными шариками, коктейльные трубочки и стаканчики, мягкие клубочки «Фребеля», мыльные пузыри, бумажные ленты, дождик на палочке и другое;
- комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 4-5 лет»;
- развивающие игры (логическое домино «Животные», «Ассоциации", «Форма», «Цвет»), дидактические игры «Все профессии важны 2», «Профессии», «Дары природы», «Найди пару», «Найди четвертый лишний», «Противоположности».
- рассказы по картинкам «Растения», «В городе», «Животные», « В детском саду», « На прогулке», «Важные профессии».
- развивающие игры «Направо-налево»,« Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа», «Как избежать неприятность?»,«Подбери действие», «Логические цепочки»«Деньки-недельки».
- задания для подготовки к школе «Развиваем речь» ;
- комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 4-5 лет»;
- бактерицидный облучатель.
рганизация работы психолога направлена на решение главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
Кабинет педагога - психолога оснащен:
- Обучающим (дидактическим) материалом Дары Фребеля,
- Интерактивной столом с набором развивающих компьютерных игр,
- Развивающими материалами Монтессори.
Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога с выделением следующих зон:
- зона диагностической работы (проведение обследований (в индивидуальной или групповой форме);
- зона коррекционно-развивающей работы (размещаются индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт);
- зона игровой терапии ( предполагает свободное размещение детей на ковре, разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т.д.), поделочные материалы, карандаши, альбомы;
- рабочая зона психолога.
Комната безопасности представляет собой специально оборудованное помещение для проведения занятий с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
В комнате представлены основные направления:
- безопасность дорожного движения;
- пожарная безопасность.
В процессе игровой деятельности у воспитанников формируются навыки безопасного поведения, запоминаются основы безопасности жизнедеятельности.
В комнате безопасности размещены:
- наборы атрибутов к сюжетно ролевой игре по правилам дорожного движения;
- машины крупного и среднего размера, в том числе специальный транспорт;
- настольные дидактические игры;
- дорожные знаки;
- пожарные таблички и указатели.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
С целью развития у воспитанников художественного творчества в детском саду оснащена и функционирует изостудия «Цветные ладошки». Изостудия оснащена красивой и удобной мебелью, мольбертами, столами и стульями; есть шкафы для хранения материала, стол для рисования песком. Для демонстрации мультимедийных презентаций и фильмов в кабинете имеется мультимедийный проектор и экран. Предметно – развивающая среда представлена: репродукциями картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портретами живописцев, альбомами по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» ), образцами игрушек и предметов народного промысла (жостовские подносы, хохломские ложки, дымковские и филимоновские игрушки, гжельские чашки). На занятиях в изостудии воспитанники осваивают способы работы с разнообразными изобразительными материалами, дающими простор детскому воображению и фантазии: бумага, акварель, гуашь, воск, мел, бросовый материал, природный материал.
Для проведения занятий по музыкальному воспитанию дошкольников, занятий консультационного центра для детей, не посещающих детский сад, в учреждении имеется музыкальный зал, который соответствует всем требованиям, относящимся к площади помещения, его освещенности, вентиляции и отоплению.
Зал для музыкальных занятий, кроме основного назначения, используется для проведения праздничных утренников, детских спектаклей, развлекательных мероприятий.
Для работы с детьми имеется все необходимое для полноценного развития музыкальных способностей детей. Это дидактические игры, компьютерные презентации, видео- и аудиоматериалы, музыкальные и шумовые инструменты, игрушки, кукольный театр, маски животных для игр, атрибуты для танцев (листья, цветы, цветочные дуги, корзинки, снежинки, шарфы, ленточки и др.), атрибуты к детским спектаклям.
В образовательном учреждении создана и функционирует детская лаборатория «Экознайка». Занятия в лаборатории проводятся с воспитанниками средней, старшей и подготовительных групп один раз в неделю. В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники самостоятельно под тактичным руководством педагога ищут ответы на вопросы, приобретают новые знания и умения. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Лаборатория оснащена различным оборудованием и материалами способствующих развитию активной самостоятельной детской деятельности.
Оснащение лаборатории (оборудование для исследовательской деятельности):
- набор «Могучий вулкан»;
- набор «Магические кристаллы»;
- набор юного биолога «Увидеть все»;
- набор «Юный электрик»;
- набор «Секреты моющих средств»;
- набор «Магнетизм»;
- набор «Изучаем энергию»;
- набор «Научные опыты»;
- набор готовых микропрепаратов;
- наборы для экспериментирования;
- набор для игр с водой;
- набор емкостей;
- набор магнитов;
- термометры;
- компасы;
- часы песочные;
- чашка «Петри»;
- набор измерительных материалов;
- комплект колб;
- лупы;
- секундомеры;
- весы;
- биологический микроскоп;
- методическая литература по экспериментированию;
- обучающие диски по познавательно- исследовательской деятельности;
- стол песок- вода;
- картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам;
- алгоритмы познавательной деятельности;
- дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности;
- схемы, модели, знаковые символы;
- правила работы с материалами.
Основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении является всестороннее развитие ребенка, его подготовка к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей. В студии имеется современное интерактивное оборудование, игровые пособия и программное обеспечение:
- наборы настольных шахмат;
- наборы напольных шахмат;
- набор настенных магнитных шахмат;
- шахматные столы;
- мобильный компьютерный класс;
- магнитные мольберты;
- интерактивная доска с проектором
- интерактивный стол;
- ноутбук.
В данном кабинете предметно-развивающая среда, представленная специализированным оборудованием и материалами различной направленности: сенсорное, математическое, речевое развитие:
- интерактивная песочница;
- стеновые сенсорные панели;
- мягкие модули;
- пирамидки различных размеров;
- рамки с застежками;
- коричневая лестница;
- розовая башня;
- красные штанги;
- блоки цилиндров;
- рамки с вкладышами;
- лабиринты – водилки;
- геометрические тела;
- чудесные мешочки с крупой, бусинками, фасолью;
- наборы для сортировки предметов;
- набор для рисования на песке;
- наборы «Дары Фребеля»
В процессе деятельности решаются следующие образовательные задачи:
- овладение способами крепления деталей, монтажа несложных конструкций;
- способствовать сенсорному развитию;
- развивать пространственное мышление, представления о двух- и трехмерных объектах;
- создавать условия для овладения способами агглютинации («склеивания»), схематизации в процессе конструирования;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
- овладение способами построения замысла, элементарного планирования деятельности;
- развитие воссоздающего (умение создать образ по его описанию) воображения и начала творческого воображения.
- создание условий для свободного экспериментирования с деталями конструктора, оригинальные конструкции и модели;
- стимулировать речевое планирование и комментирование процесса и результата собственной деятельности;
- овладение воспитанниками универсальными знаковыми системами (символами);
- Кабинет оснащен разнообразным материалом и оборудованием:
- ноутбук;
- конструкторы LEGO DUPLO крупного размера;
- конструкторы LEGO DUPLO среднего размера;
- конструкторы LEGO Educotionот 2 до 5 лет;
- конструкторы LEGO Educotion6+;
- конструкторы LEGO Educotion WeDo;
- MAGFORMERS My First Forest 32 set;
- MAGFORMERS Neon color set 60;
- программное обеспечение LEGO Educotion WeDo;
- схемы, модели.
- «Островок безопасности»
- «Бизиборды»
- "Планетарий"
Прогулочные участки, огороженные и озелененые; участки оборудованы малыми архитектурными формами, песочницами, тенневыми навесами (веранды); выделено пространство для подвижных, спортивных игр, занятий физкультурой, сюжетно-ролевых игр
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека для воспитанников в образовательной организации размещается в методическом кабинете и предусмотрена для посещения воспитанниками в сопровождении педагогов
Наличие оборудованных объектов спорта
Тренажёрный зал оснащен детскими тренажёрами. Все тренажёры специально разработаны для детей, сделаны из безопасных материалов, выполнены в привлекательном дизайне и расцветке, имеют прочную устойчивую конструкцию.
Тренажёр «беговая дорожка» - способствует развитию силы ног, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
Тренажёр «верхняя тяга» – позволяет активно развивать мышцы спины, плечевого пояса и пресса.
Тренажёр «велосипед» - способствует укреплению мышц ног, подготавливает ребёнка к успешному обучению езды на настоящем велосипеде.
Тренажёр «батут»- самый весёлый и любимый детьми. Способствует развитию общей выносливости, снятию эмоционального напряжения.
Тренажёр «волна»- тренировка координационных механизмов, укрепление связочно-суставного аппарата.
Тренажёр «диск» - эффективно помогает детям развивать чувство равновесия, улучшает подвижность позвоночника.В образовательном учреждении функционирует бассейн, где проводятся физкультурные занятия по обучению плаванию, праздники и развлечения на воде. Зеркальная площадь поверхности бассейна составляет 23,6 кв.м., максимальная глубина 0,6м., оборудованы отдельные раздевальные и душевые комнаты для мальчиков и девочек.
В бассейне имеется спортивное и игровое оборудование для занятий с воспитанниками: обручи, нудлы для плавания, доски для плавания, массажные дорожки, ласты, очки для ныряния, надувные круги, нарукавники, надувные ворота, жилеты, мячик для игр в бассейне с шипами (больших и средних форм), резиновые мячи, пластмассовые мячи, тонущие предметы: камни, рыбки, осьминоги, надувные игрушки (утки, рыбки), предметы для дыхательной гимнастики, ведерки для обливания.
Игрушки, материалы и оборудование соответствует возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОО имеется необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
- помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых, и других детей;
- оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной программы;
- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;
- административные помещения, методический кабинет;
- помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог);
- помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе медицинский кабинет;
- оформленная территория и оборудованные участки для прогулки ДОО.
В дошкольном образовательном учреждении во всех кабинетах и группах имеется доступ к сети - Интернет. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности учреждения для заинтересованных лиц осуществляется через официальный сайт образовательной организации, социальную сеть «ВКонтакте», «Одноклассниках».
Для осуществления образовательного процесса в МБДОУ имеется учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы), диагностические материалы, комплекты современных развивающих игр.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к эллектронным системам обеспечивается для родителей (законных представителей воспитанников), самостоятельный доступ обучающихся не предусмотрен.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе «Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся - не предусмотрены".
Провайдер - ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Скорость - До 100 Мб/с